Как устроена автоматика на распашных воротах: механизм, виды, сборка

Автоматические ворота ‒ это современная альтернатива механическому управлению. Они повышают безопасность заезда или выезда на автомобиле со двора, сокращают время на открытие и закрытие створок. Дистанционный контроль позволяет владельцу попасть на участок, в гараж, не выходя из машины.

Автоматические ворота

Но качественная автоматика стоит немало. Поэтому многие хозяева научились собирать механизм из подручных средств своими силами.

Пользователи часто ищут:

Схемы работы автоматики в разных типах ворот

Для различных конструкций створок электрический двигатель приводят в действие несколькими способами:

  • червячной или винтовой передачей;
  • цепной передачей;
  • кривошипно-шатунным механизмом;
  • рейкой и зубчатым колесом.

Разберем детальнее принцип работы, подходящие электроприводы для каждого из видов ворот.

Распашные

Устройство автоматических распашных ворот
Схема: 1 – привод, 2 – блок управления, 3 – ключ-кнопка, 4 – сигнальная лампа, 5 – антенна радиоуправления, 6 – фотоэлементы в створе ворот, 7 – фотоэлементы на стойках, 8 – механические упоры.

Простой вариант ворот. Их можно сделать самим. Состоят из двух створок, которые открываются внутрь двора или на улицу. Створки фиксируются петлями к столбам, из-за чего к последним предъявляются требования повышенной прочности и жесткости. Если устойчивость опор будет слабой, то уже скоро это приведет к заклиниванию дверей или деформации всей конструкции.

Для установки автоматических распашных ворот понадобятся два синхронно функционирующих электропривода, когда для других типов створок достаточно одного.

Подходящие механизмы приводов бывают следующими:

  1. Линейный. Корпус продолговатой формы с редуктором сделан из стали или алюминия. Механизм оснащен винтовой или червячной передачей, которая работает за счет изменения длины штока. Основная часть изделия фиксируется кронштейном к столбу, который держит створку. Кронштейн привода, который будет двигаться, расположен на червячном валу и крепится к самой створке. В домашних условиях линейный привод получится сделать из актуаторов для спутниковой антенны или можно будет собрать винтовой привод.
  2. Рычажный. Редуктор спрятан в корпус из пластика. Два рычага соединяются между собой подвижным шарниром. Привод крепится к столбу, который держит створку. Принцип работы напоминает движение руки. Самодельный рычажный привод можно получить из покупных стеклоподъемников, стеклоочистителей.
  3. Подземный. Подвид рычажного привода. Его особенность заключается в скрытой установке, чтобы на поверхности остался видным только рычаг, который соединяется со створкой. Часто используется при монтаже ворот из дерева, украшенных резьбой, или кованых, чтобы современный механизм не нарушал дизайн ворот.

Схема монтажа автоматики распашных ворот

Из всех электрических приводов для распашных ворот чаще устанавливают линейный. Он подойдет для створок, которые могут открываться в любую сторону.

Но если речь идет о конструкции на каменных, кирпичных столбах, то здесь отлично справится и рычажный механизм.

Откатные (раздвижные)

Состоят из одной длинной цельной створки, которая на роликах передвигается на направляющему профилю вдоль забора или гаражной стены.

Ознакомиться с типами, пошаговой инструкцией по установке можно в статье: «Откатные ворота своими руками».

Если решено усовершенствовать конструкцию, чтобы та открывалась автоматически, важно грамотно выбрать механизм.

Покупная автоматика состоит из:

  • привода;
  • зубчатой рейки;
  • блока управления.

Схема монтажа автоматики откатных ворот

При монтаже важно правильно настроить расстояние между зубчатой рейкой и звездочкой электропривода.

Для сборки самодельного привода для откатного полотна понадобятся:

  • электродвигатель с редуктором;
  • автомобильная цепь;
  • две звездочки.

Для ворот промышленных участков, больших гаражей и ангаров используется тросовый привод.

Принцип работы следующий:

  1. Вдоль створки натягивают стальной трос.
  2. На неподвижном участке рамки монтируют электромотор с редуктором, шкивом.
  3. В одну петлю трос наматывают на шкив.
  4. Как только шкив начинает вращаться, трос двигается и ворота открываются или закрываются.

Тросовый привод получится сделать и в домашних условиях, если есть ненужный электромотор.

Подъемно-секционные

Подъемный механизм состоит из нескольких секций, соединенных между собой шарнирами. При открытии каждая из секций по очереди поднимается под потолок помещения.

Основные узлы подъемно-секционных ворот

В качестве уличных ворот практически не используется, поскольку ограничивает проезд на участок по высоте, что выглядит не очень эстетично и удобно, а для гаража ‒ это отличный безопасный вариант.

По конструкции и способу работы приводы для подъемно-поворотных ворот бывают двух типов:

  1. Потолочные. На одном конце потолка фиксируется мотор-редуктор, на другом ‒ шина, внутри которой расположена цепь. Двигатель начинает работать и через шину по очереди затягивает в горизонтальном положении под потолок секции. Этот тип привода применяется в частных гаражах, рассчитанных на одну или две машины.
  2. Вальные. Другое название ‒ осевые. Применяются в промышленных условиях для секционных полотен из тяжелого материала и больших размеров. Механизм работает бесперебойно даже в неотапливаемых зданиях, с высоким уровнем влажности. Устанавливать для частных целей нецелесообразно из-за высокой стоимости. Крепятся к торсионному валу створки, благодаря чему крутящий момент от мотора к воротам работает с максимальной эффективностью.

Разбираясь подробнее в конструкции потолочного привода, стоит учесть, что он состоит из печатной платы (блока управления), двигателя с червячным редуктором. Последний отвечает за блокировку ворот при отключении электричества.

Такое свойство червячного редуктора связано с тем, что во время работы вала мотора передается усилие на цепь шины с помощью зубчатых передач. Как только двигатель останавливается, зубчатые элементы также остаются в сцеплении между собой до момента запуска двигателя.

Подъемно-секционные ворота

При выборе привода рекомендуется выбирать комплекты, где шестерня (подшипники), редуктор выполнены из металла, а не из пластика. Они надежнее и прослужат дольше.

Чтобы после установки автоматики получилось открыть ворота вручную, их придется сначала снять с блокировки. Для этого разработан механизм, который снимает фиксацию зубчатых элементов на валу. Находится он на шине прямо под потолком.

Чтобы провести разблокировку, нужно потянуть за шнур, который свисает вниз вдоль створки. Зубчатые элементы разомкнутся, и регулировать работу ворот можно будет вручную.

Но если по возвращении домой обнаружилось, что электричества нет, а шнур для ручной разблокировки находится внутри помещения, то решит ситуацию калитка, установленная рядом с воротами, которая позволит попасть в гараж. Альтернатива ‒ закрепить с улицы систему разблокировки с тросом, ключом.

Подъемно-поворотные

Поворотные механизмы используются реже секционных, но имеют место для монтажа в гаражный проем. Створка сделана как цельное полотно, которое постепенно под углом уходит под потолок с помощью пружин, подъемных рычагов.

Из-за сложности устройства поворотно-подъемные ворота не изготавливаются в домашних условиях. Самостоятельно их можно утеплять.

Устройство подъемно-поворотных ворот

Заводскую конструкцию оснащают торсионными пружинами. Они служат запасным вариантом для открытия ворот на случай перебоев с электроэнергией. Есть модели, которыми можно управлять дистанционно, нажимая соответствующую кнопку на брелке. К таким системам удобно сразу подсоединить сигнализацию, видеонаблюдение.

Стандартная модель электромотора работает при питании в 24 вольта. Кабель рекомендуется брать сечением 0,4*0,15 см. До начала подключения автоматики шины должны быть заземлены.

При правильной установке полотно полностью поднимается за 1,5‒3 минуты.

Принцип работы линейного привода (актуатора)

Актуатор ‒ разновидность электромеханической автоматики, которая пользуется наибольшим спросом.

Конструкция актуатора

Среди его плюсов:

  1. Недорогой.
  2. Устанавливается просто.
  3. Открывается наружу.

Запускается в работу в следующем порядке:

  1. С помощью редуктора мотор вращает винт.
  2. При этом винт с гайкой двигаются в том же направлении, что и направляющая.
  3. Выполняется преобразование вращения в линейное.
  4. Двигающаяся гайка обеспечивает открытие конструкции.

Блок управления регулирует работу мотора и в нужный момент замедляет ее. Это способствует продлению срока службы линейного привода.

Как сделать актуатор самостоятельно

Закончив установку створок, важно понять, какой тип привода выбрать. Для этого замеряется расстояние от внутреннего края столба до петли. При показателе до 15 см подойдет линейный привод, свыше 15 см лучше выбрать рычажный.

Самодельный актуатор

Когда столбы под ворота выложены из кирпича, камня, рекомендуется заранее продумать в кладке размещение закладных для фиксации привода.

Распашные ворота можно делать не только с заводским линейным электрическим приводом, но и собрать последний самостоятельно из подручных средств.

В качестве основы механизма актуатора подойдут:

  • винтовые домкраты;
  • приводы спутниковых антенн;
  • электромоторы с усилием от 120 Н;
  • стеклоподъемники с автомобиля.

Выбирать в качестве основы два актуатора от спутниковых антенн рекомендуется в случае, когда вес створок не превышает 100 кг.

Нужно смотреть, чтобы их ход штока был от 35 см. Для установки нужно просто зафиксировать к створкам, столбам крепежные кронштейны под приводы.

Для сборки актуатора для тяжелых распашных ворот понадобятся такие материалы:

  • профильные трубы;
  • лист стали толщиной 4 мм;
  • два винтовых домкрата;
  • два стеклоочистителя от автомобиля;
  • шпильки резьбовые, винты (на выбор) длиной 10 мм, диаметром 6 мм.

Из инструментов нужны будут:

  • болгарка с дисками по металлу;
  • сварочный аппарат, маска, электроды;
  • электрическая дрель.

Последовательность сборки:

  1. Сначала разбирают домкрат. С него снимают крышку, ручку, шестеренки.
  2. Далее делают фиксатор, который не даст возникновению продольного люфта винта. Для этого понадобятся стопорные кольца, шайбы.
  3. Болгаркой срезают основание подъемного механизма.
  4. Разбирают стеклоочистители. Из них извлекают электродвигатель с редуктором.
  5. Берут кусок профильной трубы длиной 6‒8 см, сечением 20*20 см. Из нее делают соединительную муфту. Готовую муфту монтируют к винту домкрата.
  6. В куске профильной трубы квадратного сечения 18*18 мм делают нарезку резьбы под вал редуктора.
  7. На двигатель стеклоочистителей крепят ответную часть соединительной муфты.
  8. Берут кусок стального листа размерами 80*80 мм и приваривают к верху домкрата. Этот кусок понадобится, чтобы закрепить электродвигатель.
  9. По углам листа электродрелью проделывают отверстия под размеры корпуса редуктора.
  10.  Выполняют соединение винта с электродвигателем. Элементы крепежа ‒ длинные гайки, шпильки.

Сделать своими руками дистанционное радиоуправление получится из обычной автомобильной сигналки. Ее подключают через реле с напряжением в 12 вольт. В качестве вспомогательных деталей используют сигнальную лампу, провода, концевые выключатели.

Выбираем электропривод для распашных ворот

Автоматика DoorHan для ворот

Разберем производителей, продукция которых, судя по отзывам, отличается качеством, надежностью, длительным сроком службы.

Doorhan

Отечественная компания-производитель. Начало деятельности ‒ 1994 год. Занимается выпуском, реализацией ворот, входных дверей, автоматики и других комплектующих к ним.

В продаже доступны ворота:

  • распашные;
  • откатные;
  • рулонные.

Компания выполняет индивидуальные заказы на изготовление ворот для промышленных объектов, где длина полотна достигает 20 м.

Логотип Doorhan

Весомое преимущество автоматических систем управления «Дорхан» ‒ бесперебойное функционирование даже в сильные морозы при температуре до ‒40 градусов, что не предусмотрено в автоматике импортных производителей.

Пользователи отмечают современный дизайн продукции, продуманность пультов дистанционного управления. Последние с помощью светового индикатора сообщают владельцу, закрыты ворота или нет.

Faac

Один из лидеров рынка по выпуску автоматических систем. Итальянский концерн FAAC Group существует больше 50 лет. Имеет 32 филиала и 80 официальных дилеров в разных странах.

Привод для ворот FAAC 740

Среди преимуществ его автоматики стоит выделить:

  1. Возможность подключения к резервному источнику питания (при отсутствии электричества).
  2. Ворота можно открыть вручную. Нужно просто снять блокировку.
  3. В наличии подземные приводы, которые не портят дизайн кованых, деревянных ворот. Кроме того, такой привод не занимает места с наружной части створок.

В исследовательском центре FAAC Group создаются и патентуются новые типы приводов, а существующие дополняются новыми функциями.

Nice

Появилась на рынке в 1990 году.

Автоматика для распашных ворот NICE

В перечень выпускаемой продукции входят:

  • автоматические системы управления входными дверями, воротами, роллетами;
  • шлагбаумы и комплектующие к ним;
  • маркизные системы;
  • сигнализации;
  • системы видеонаблюдения;
  • механизмы для контроля освещения.

Для самооткрывающийся распашных ворот выпускаются три типа привода (принцип их работы описан в разделе выше):

  • линейный;
  • рычажный;
  • подземный (скрытый).

Все приводы изготовлены из высококачественного материала и имеют продуманный дизайн.

Came

Начало деятельности немецкой компании ‒ 1972 год.

Автоматика Came для ворот

Специализация:

  1. Выпуск, обслуживание автоматических систем для ворот частных гаражей, ограждений, в промышленных целях.
  2. Разработка и реализация систем контроля доступа.
  3. Продажа различных моделей сигнализаций, видеонаблюдения.
  4. Выпуск систем типа умный дом.

Для распашных ворот приводы представлены следующими сериями:

  1. Рычажные. Получили названия Stylo, Ferni, Flex, Fast.
  2. Линейные. В продаже доступны Krono, Amico, Ati, Axo.
  3. Подземные (скрытые). Реализуются Myto, Frog, Frog-J, Super Frog.

Пошаговая инструкция по установке автоматики на распашные ворота

Разберем поэтапно, как в домашних условиях оснастить створки системой автоматики.

Распашные ворота с автоматикой

Перед монтажом распашных ворот важно правильно провести расчет размеров проема. Учитывайте следующее:

  1. Ключевой фактор ‒ ширина автомобиля. Для свободного проезда легкового автомобилей хватит проема 2,5 м. Если нужно, чтобы на участок могла заехать грузовая машина, сельскохозяйственная техника типа трактора, ширину проема придется увеличить до 3,5 м.
  2. Когда подъезд ко двору, гаражу невозможен по прямой дороге и придется выполнять маневры, для безопасности ширину проезда увеличивают до полутора раз от начальной.
  3. Нужно продумать способ открытия ‒ на улицу или во внутрь. Иначе после монтажа ситуацию уже не исправить.
  4. Как будет прокладываться кабель и где будет закреплен привод.

Если на даче, в частном секторе есть проблемы с подачей электроэнергии, продумайте заранее резервный источник питания для автоворот.

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться с рекомендациями по установке распашных ворот из профнастила.

Монтаж привода

По окончании установки створок нужно проверить, насколько плавно они двигаются. Полотно при открытии или закрытии не должно скрипеть, идти туго. Если присутствует нехарактерный звук ‒ смажьте петли. Уровнем проверяется ровность закрепленных столбов.

Монтаж автоматики на распашные ворота

Ответственное отношение на этом этапе предотвратит поломку автоматики в будущем.

Перед подключением привода убедитесь, что рабочее напряжение сети составляет 220 В. Для контроля и понижения напряжения используется трансформатор 12 В с выпрямителем.

Наличие концевых выключателей позволит отключать электромотор, когда он будет находиться в крайнем положении.

Порядок монтажа привода следующий:

  1. К столбам, створкам приваривают кронштейны П-образной формы. Они фиксируются на каленые болты (оптимальный диаметр от 8 до 10 мм). Должно получиться подвижное соединение.
  2. Привод сначала крепится к опорам, потом – к створкам.
  3. На видном месте важно установить сигнальную лампу, которая, загораясь, будет показывать о наличии напряжения. Сигнальная лампа автоматических ворот
  4. Ставить электромотор рекомендуется вверху створок, но это не критично.
  5. При подключении питания привод должен быть заблокирован.
  6. В электрическую схему важно добавить механизм, который будет отключать питание при резко повышающихся скачках тока.

Закрепив привод, проверяют, насколько четко срабатывают концевые выключатели.

Для защиты электромотора, редуктора от мусора, осадков на них надевают защитные кожухи. Их получится сделать из любых подручных средств (пластика, стали).

Фиксация блока управления

Блок управления рекомендуется крепить на расстоянии 1,5 м и более от грунта. Ниже делать это не стоит, поскольку повышается риск попадания влаги на механизм.

Блок управления автоматическими воротами

Для подключения рекомендуется брать кабель 3*1,5 кв. мм.

Инструкция по установке у каждого производителя имеет свои отличия. Ее необходимо тщательно изучить, чтобы правильно выполнить подключение проводки и выведение ее на блок.

После успешного подключения, вручную настраивается пульт дистанционного управления.

Модифицированные модели имеют встроенный GSM-модуль, то есть контроль работы проводится через специальную программу на смартфоне. Основное условие ‒ телефон должен быть постоянно подключен к интернету.

Схема блока управления автоматикой

Большинство пультов имеют три кнопки, цифровое меню.

Чтобы запрограммировать пульт, нужно выполнить следующие действия:

  1. Необходимая информация будет указана на дисплее. Чтобы передвигаться по ней, нужно нажимать кнопки плюс или минус, что означает вверх или вниз соответственно.
  2. Для подтверждения выбора нажимаем кнопку ОК.
  3. Если вы хотите выйти из меню настроек, достаточно просто одновременно нажать кнопки плюс и минус.
  4. Теперь нужно запрограммировать одну из кнопок, которая будет отвечать за открытие и закрытие ворот.
  5. Для этого нужно в меню настроек войти в режим Радио, нажав ОК.
  6. Выходим из меню нажатием плюса и минуса.
  7. Нажимаем кнопку, которая будет контролировать работу створок.

Устройство блока управления автоматикой распашных ворот

Программируем второй запасной пульт по похожему алгоритму.

Если нужно поставить или снять дополнительные платы от блока управления, он должен быть отключен от электричества.

В разъем платы управления устанавливают приемник сигналов и две перемычки. Этими перемычками тестируют работу электропривода.

Подключение фотоэлементов

Фотоэлементы монтируют после окончательной установки блока управления, настройки электронных пультов. Под них предусмотрена отдельная перемычка, специальные столбики. Высота монтажа – от 50 до 70 см. Подключаются они к плате по инструкции производителя.

Панель подключения фотоэлементов

Основная функция фотоэлементов ‒ предотвратить повреждения, удар машины, когда она остановилась в воротах.

Управление открытием и закрытием ворот

При полностью настроенной автоматике закрывание наступает спустя двадцать секунд паузы после открытия створок. Какие-либо команды для этого не нужно.

Пульт управления автоматическими распашными воротами

Можно закрывать ворота нажатием кнопки на пульте управления, но в большинстве моделей для этого придется выполнить перепрограммирование. Перед этим важно тщательно изучить инструкцию о возможности таких изменений.

Следуя рекомендациям производителя, разобраться в механизме автоматики смогут и новички. А вот браться за сборку самодельного привода без опыта не стоит, а если и делать это, то только под руководством специалиста.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector